Высокохудожественное литье
Изготовление высокохудожественного литья требовало большого внимания к процессу производства. И осуществить это можно было лишь в крупных центрах.
Одним из таких ведущих центров снова стало Поморье, Данилов монастырь на реке Выг (Выговская обитель). Производство медной пластики достигло там больших высот. Среди разнообразной и многочисленной продукции его «медницы» заметно выделяется четырехстворчатый складень.
В народе он получил за сходство с известным бытовым предметом и за свой немалый вес прозвище «утюг». Створы его прямоугольны и имеют килевидное навершие, соединены между собою плотно прилегающими друг к другу трубчатыми петлями, в которые вставлен железный стержень.
Две боковые створы ложатся внутрь, затем уже захлопываются, как книга. В сложенном виде он размером с мужскую ладонь. А изнутри — чудо! Настоящий иконостас из двадцати миниатюрных клейм. Каждое клеймо — многофигурная композиция — Двунадесятые праздники, поклонение чудотворным богородичным иконам…
Литье на Выге было поразительно точным и чистым. Готовые отливки даже не приходилось прочеканивать, как это обычно бывает, чтобы сделать изображение более четким. Сразу отливались и «гравированные» надписи, и тонкие лики, и детали орнамента. Иногда и оборот такого складня тоже бывает украшен: на второй или третьей створе — изображение Голгофы в обрамлении, напоминающем книжный орнамент…
Специалисты предполагают, что иконографический образец складня с 20 клеймами был создан в XVII веке. Автором композиции мог быть только мастер большого таланта и самой высшей квалификации. Такие мастера работали обычно в Москве, в Оружейной палате, при патриаршем дворе или в Московском печатном дворе. К сожалению, оригинал складня, с которого потом делали отливки, пока не обнаружен.