Образы животных в клуазоне
Образы животных, реальных и сказочных, — наиболее важные и древние мотивы китайского искусства. Главный из них — дракон, символ мужского начала и личности императора. Он изображается с Драгоценной жемчужиной под подбородком. Особенно популярной в эмалевых росписях на шкатулках и вазах считалась композиция « шуанлунсичжу», где пара драконов изображалась симметрично относительно Пылающей жемчужины Хочжу, исполнявшей желания владельца вещи.
Считалось, что металл, использовавшийся старыми китайскими мастерами, обладал магическими свойствами, поэтому изделия клуазонне служили талисманами на разные месяцы года и в случае различных жизненных перипетий. Мастера умели «зачаровывать» предметы, изображая с их помощью чувства и переживания, воспоминания, передавая скрытый от непосвященного смысл.
Европейский художник может назвать свою картину «Далекий храм вечером», китаец же способен дать ей название «Вечерний звон далекого храма»… Львы в клуазонне появились как полумифические персонажи: эти звери не водились в Китае, и поверья, связанные с ними, не имели китайских корней. Изделия в виде пары львов «ишь-фо» в Китае назывались «львами Будды» и служили оберегами жилищ от нечистой силы.
Бабочка — очень частый гость на орнаменте китайского клуазонне: «дё» или «худё» символизирует вечность и создает композицию «дехуа», «бабочки и цветы» либо «байдеуаньхуа» — «бабочки, порхающие среди цветов». Эта тема встречается практически во всех китайских эмалевых техниках.
Птица в китайской культуре символизирует женское начало, а в мистических традициях рассматривается как посредник между землей и миром мертвых. Смерть — залог воскресения, поэтому птица в Китае — еще и символ вечности, как, например, бессмертный журавль «сяньхэ».