Эмаль по литью
Эмаль по литью в России известна с XVII века. Особенность нашей техники в том, что эмаль не создает изображение, а служит лишь фоном для него, раскраской некоего рельефа. Поэтому нередко встречаются медно-литые иконы, сделанные по одной матрице, но одна икона может быть украшена эмалью, а другая — нет.
Особенно хорошо умели «финифт наводить» на медные иконы в XVIII веке. Прославились в этом искусстве мастера Выговской обители в Поморье.
От реки Выг контакты с меднолитейными центрами шли на Верхнюю Каму, на Урал, в Сибирь, в Москву и в Прибалтику. Из Москвы расходились — на Припять, в Гуслицы, в Мстёру в Поволжье. Из Ветки и Стародуба — на Алтай и в Забайкалье… По качеству эмали исследователи сейчас могут определить место создания того или иного изделия.
Во второй половине XIX века среди новых образцов медной пластики появились изумительные по рисунку и литью кресты, иконы, складни. Они прекрасно смоделированы и безукоризненно выполнены: высокий, четкий рельеф, грамотные и красиво исполненные надписи, богатый орнамент. И еще удивительно, что вопреки устоявшемуся представлению о старообрядческом искусстве как аскетичном и мрачном от медных образов исходит радостное, ликующее прославление Бога.